20:02 

В лабиринте иллюзий

случайный попутчик
Делай что должно, и будь что будет.
День рождения театр «Красный факел» отметил премьерой. Спектакль по трагедии великого французского драматурга Пьера Корнеля «Иллюзия» поставил известный российский режиссер Филипп Григорьян.
Поставил в своем авторском стиле кэмп, когда преувеличенная театральность
доведена до китча, игра соседствует с трагедийностью, а гротеск перерастает в абсурд.
Здесь все иллюзия, и разобраться в этом хитросплетении зрителю предстоит
самостоятельно. Постановщики (помимо режиссера есть еще драматург-постановщик Ольга Федянина и художник по костюмам Влада Помиркованая) раздают карту-программку, где честно предупреждают, что либретто – лишь путеводитель по театральному лабиринту, но он не помешает зрителю заблудиться в этом лабиринте, вне времени и пространства.
Театральное пространство - и правда вне времени. Поэтический текст 17 века
воспринимать всерьез сложно, но Григорьян высокопарный поэтический язык классической трагедии не абсолютизирует. Как в хорошем современном клипе, его герои говорят одно, а показывают другое. Признание в любви звучит как угроза, смирение оборачивается бунтом. И чтобы зритель воспринимал всю эту феерию как единое целое, режиссёр задействует все современные технические возможности – видеозапись и видеотрансляцию, поворотники сцены и микрофоны всех видов…
Экран, на котором идет записанное действие, словно окно в неизвестность, царит над чёрной сценой. Но чернота сцены – лишь занавес, и в нем открывается дверца или крышка - цветной грот, в котором идёт действие. Картинки сменяют друг друга - то это холл гостиницы, то бар, привычный гостиничный туалет или вдруг - райский сад, из которого оказывается изгнана горничная Лиза Ирины Кривонос…
Но волшебная шкатулка открывается не на полный разворот, и если вы захотите увидеть все – берите билеты в середину первых рядов. Издалека на огромной чёрной сцене вы вряд ли что-то разглядите, кроме, пожалуй, Максима Мисютина, который весь спектакль выступает в роли тапера.
Кинематографическая ассоциация рождается сразу, потому что первое, что видит зритель, - небольшой экран. И уже на нем Придаман жалуется другу на тревогу за сына, которого сам же изгнал из дома…
Придаман заслуженного артиста России Владимира Лемешонка – этакий настоящий полковник, суровый и аскетичный. Он прямолинеен и категоричен, но вот тут, на глазах у зрителя его категоричность трещит по швам. Потому что - сын все-таки.
Трещит, но не сдается. И порой в овале своего экрана Придман застывает – не то памятником себе прошлому, не то иконой категоричности.


Друг Дорант (Олег Майборода) соглашается помочь, приглашает знакомого волшебника и тот готов показать безутешному отцу, как ныне живет изгнанный Клиндор. И на сцене появляются персонажи…

Очаровательная фея в шляпке и с длинным мундштуком – Алькандр в исполнении Константина Телегина.
Еще один отец - финансист Жеронт (народный артист России Игорь Белозеров).
Классический типаж героя 90- х годов, только малинового пиджака не хватает. Он тоже памятник, застывший и суровый. И тоже не понимает и не хочет понять свою дочь Изабеллу, которая тоже от него сбегает. Круговорот отцов и детей…
В Изабеллу влюблены и богач Адраст, одобренный ее отцом, и бывшая «звезда сериалов» Матамор. Но она выбирает бедного слугу Клиндора, которого любит и ее горничная Лиза.
История Корнеля традиционна и классична - влюбленные пытаются обмануть всех, но им мешают. Весь спектакль – это резьба и инкрустация на прекрасной, удивительной, загадочной шкатулке.


Узоры затейливо переплетаются, переходя один в другой, блеск золотого костюма Матамора, который здесь – отставной артист сериалов, переходит в золото задника райского сада, к которому стремится влюблённый Адраст Ильи Музыко. Классический современный мальчик-мажор , он настолько убедителен в своей игре, что ничуть не раздражают стихи, которыми вынужден по законам жанра драматургии 17 века говорить персонаж.
Лиза Ирины Кривонос – скромная горничная, на глазах перевоплощающаяся из обиженной несчастной женщины в мстительную страшную ведьму, а потом вдруг в красавицу – наперсницу…


Напыщенный Матамор с челочкой доктора Спока из «Звездного пути» - заслуженный артист России Андрей Черных смешон и безумно трогателен в своем бахвальстве. Ему не нужен Клиндор – он сам прекрасно умеет убеждать себя в любой чуши. Ему не нужна и Изабелла - просто герою положено иметь возлюбленную, вот он и выбрал себе ту, что готова ему подыгрывать. Он прекрасен в своей завершенности и абсолютен в самовлюбленности. И потрясающе стабилен – как только его мир дает
трещину, он тут же покрывает ее позолотой. Изабелла не любит? Ну и ладно.
Клиндор полотенцем замахнулся - ой, не надо, он всех прощает! Уже ушел! Величаво и плавно, прямо как Мальволио Табакова в старом фильме…
Клиндор случайно убивает соперника, его сажают в тюрьму, но Лиза помогает Изабелле и Клиндору сбежать в новую жизнь...
Счастливые влюбленные начинают новую жизнь. Но она как-то не складывается. Клиндор заскучал и завел роман с соседкой. Изабелла его застает почти на месте преступления и упрекает.


Раскаявшийся Клиндор готов покончить с изменами, но тут приходит похожий на Адраста наемный убийца с возгласом: «Я вернулся!»
В шкатулке Григорьяна вообще много аллюзий и ассоциаций. Загадка Клиндора (Сергей Богомолов) разыгрывается в обрамлении музыки из «Твин Пикса», наемный убийца - с повадками терминатора, постаревшая и потерявшая огонь Изабелла (Екатерина Жирова) гуляет в шляпке и с манерами а-ля Надежда Крупская…
Юный посланник Кексик, отсылающий к графу Вишенке из недавней премьеры «Чиполлино» (Сергей Майборода).
Золотая инкрустация, потрясающие узоры. Эти узоры можно рассматривать
бесконечно.
Но вот шкатулка распахивается – Клиндор убит, потрясенный Придаман просит спасти его….
- Это всего лишь спектакль, все на свете иллюзия, - объявляет Константин
Телегин, снимая вычурную шляпку феи. Убитый Клиндор восстает, артисты кланяются.
Спектакль закончился. Шкатулка захлопывается, можно начинать заново
рассматривать узоры на крышке.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

встреча в пути

главная