120 лет для человека - солидный возраст патриарха. Для города - срок совершенно несерьезный. Томичи и иркутяне надменно ухмыляются – дескать, да какая у вас история – вот у нас…
Новосибирцы в принципе с ним не спорят. Не ссылали к нам пленных декабристов, и кружевные узоры деревянного зодчества не успели прижиться в Новосибирске и стать местной достопримечательностью… И первый в Сибири университет не у нас открыли – негде отрывать просто было.
120 лет - срок для города, и правда, совсем короткий. Но для создания легенды вполне подходящий. И легенды Новосибирска – уже существуют. Может быть, их не так много как в Москве или там Париже. Но зато они наши.
читать дальшеИсторики – это такие специально обученные люди, которые на основании документов, свидетельств очевидцев и артефактов восстанавливают истину. А легенды- это домыслы и слухи, которым нет документального подтверждения. Но чем хорошо быть историком в таком молодом городе - можно встретить живых очевидцев знаменитых событий, и видеть, как легенды рождаются на глазах.
Вот, например, история о тайном убежище под Оперным театром.
Легенда о том, что под нашим Оперным театром в годы войны был выстроен подземный бункер, имеет несколько вариантов.
Согласно одному их них, это было убежище для высшего руководства страны со специально подведенной подземной железнодорожной веткой до вокзала. По другому варианту, сеть сложных переходов вела к тюрьме, а строили их пленные немцы.
Если говорить о достоверности - слухи эти ни¬когда не были подтверждены не¬посредственными очевидцами. Ни участниками строительства, ни свидетелями. Более того, подземных бункеров и коммуникаций не видели ни строители метро, ни работники коммунальных служб, которым ничто человеческое не чуждо, и они тоже интересуются легендами.
Скорее всего, основой для легенды послужил принятый в 1931 году проект. Согласно ему, под зрительным залом должен был быть устроен тоннель, в котором на особых устройствах могли передвигаться декорации... По специальным пандусам на сцену могли въехать повозка, грузовик или даже легкий танк. А при необходимости могла опускаться арена для цирковых представлений, спортивных состязаний и водных пантомим. Ведь Оперный театр задумывался как Дворец науки и культуры. Планировалось, что демонстрации в дни всенародных праздников должны были от площади Ленина входить в здание Оперного и выходить за ним, пока на площадь прибывали новые демонстранты…
Впрочем, легенды потому и живут в веках, что в них хотят верить. И учащиеся из речного колледжа уверенно рассказывали экскурсоводу музея горда о том, что в подвале их училища, которое стоит совсем близко от Оперного театра, однажды выпускники обнаружили старые железные двери, за которыми просматривались темные тоннели. А когда на следующий день группа исследователей снова пришла в подвал, дверь уже была замурована…
Конечно, не все легенды Новосибирска столь спорны. Совершено точно известно, что в 1909 году в Новониколаевске случился страшный пожар. 11 мая загорелся сеновал во дворе одного из крестьянских хозяйств. Подходы к Каменке были отрезаны огнем, а на берегах Оби располагались многочисленные промышленные зоны, которые перегораживали путь к воде. Пожар уничтожил 794 дома. Выгорело 22 квартала. Более 6 тысяч жителей города осталось без крыши над головой.
Восстанавливали город порядка трех лет. Власти, испуганные пожаром, продумали систему застройки и постановили, что отныне в центре города должны строиться дома каменные, а не деревянные. Это, безусловно, сказалось на внешнем виде главной улицы Новониколаевска. А пожар стали называть легендарным.
Был в Новосибирске и свой Титаник. Пароход «Совнарком» потерпел катастрофу майской ночью 1921 года. Капитан не хотел плыть по реке ночью и собирался остановиться в Бердске. Но шла гражданская война, на пароходе находились вооруженные люди и они угрозами заставили капитана продолжить путь. Около железнодорожного моста освещение в ту пору не было налажено. Красный фонарь, который висел на главной опоре моста, капитан принял за сигнальный огонь фарватера. Увидев опору, капитан попытался сменить курс, но «Совнарком» был очень большим пароходом, избежать столкновения не удалось. Удар пришелся на середину корпуса, как и у погибшего на десять лет раньше «Титаника», образовалась пробоина. Вода хлынула в корпус, и пароход почти мгновенно затонул в 200 метрах от берега.
При ударе снесло верхнюю палубу, она поплыла дальше – большинство выживших были там, на этой палубе.
И, хотя очень быстро на помощь «Совнаркому» пришли другие пароходы, да и река Обь все-таки не океан, количество погибших было очень велико. Из 400 человек, отправившихся в рейс на «Совнаркоме», выжить удалось хорошо если сотне. Это была самая крупная водная катастрофа на Оби в районе нашего города.
Но не все новосибирские легенды столь трагичны. Вот например история ученого Кондратюка, который пропал вез вести на фронте в 1943 году. Считается, что именно его расчеты легли в основу практики космических полетов. И, хотя всерьез принимать теорию о вмешательстве заблудившихся над Сибирью пришельцев, мы вряд ли станем, но как вариант легенды она вполне может существовать.
Еще одна легенда сопровождает наш город уже не один десяток лет. Старая история о том, почему же тот самый судьбоносный железнодорожный мост начали строить на этом самом месте, всегда была темой пересудов.
Томичи всегда были немного обижены на свои власти - одна из легенд гласит, что когда высочайшим волеизъявлением было решено строить железнодорожный мост чрез Обь, делегация томских купцов была направлена к Гарину-Михайловскому, дабы склонить его к правильному решению. Но, то ли купцы взяли неверный тон, то ли у автора «Детства Тёмы» в то утро было плохое настроение – словом, стороны не пришли к консенсусу. Впрочем, подобные легенды существуют и в Барнауле и в Колывани. А может быть, получив три богатых предложения, Гарин-Михайловский выбрал на карте точку ровно посередине, и именно здесь началось строительство моста?
Проверить, носили ли подношения инженерам-путейцам, сегодня, как мы с вами понимаем, уже невозможно. Да и точно неизвестно, именно Гарин-Михайловский принимал судьбоносное решение, или его действительно позже выбрали знаковой фигурой строительства, потому что был он человеком самым известным? К тому же, вполне могло быть, что изыскатели и правда нашли самое узкое место в течении Оби и, исходя из здравого смысла, решили строить мост именно здесь. Но эта простая версия на легенду не тянет, вот и множатся слухи. И кто знает, пройдет еще лет 120, появятся новые варианты
Новосибирские легенды
120 лет для человека - солидный возраст патриарха. Для города - срок совершенно несерьезный. Томичи и иркутяне надменно ухмыляются – дескать, да какая у вас история – вот у нас…
Новосибирцы в принципе с ним не спорят. Не ссылали к нам пленных декабристов, и кружевные узоры деревянного зодчества не успели прижиться в Новосибирске и стать местной достопримечательностью… И первый в Сибири университет не у нас открыли – негде отрывать просто было.
120 лет - срок для города, и правда, совсем короткий. Но для создания легенды вполне подходящий. И легенды Новосибирска – уже существуют. Может быть, их не так много как в Москве или там Париже. Но зато они наши.
читать дальше
Новосибирцы в принципе с ним не спорят. Не ссылали к нам пленных декабристов, и кружевные узоры деревянного зодчества не успели прижиться в Новосибирске и стать местной достопримечательностью… И первый в Сибири университет не у нас открыли – негде отрывать просто было.
120 лет - срок для города, и правда, совсем короткий. Но для создания легенды вполне подходящий. И легенды Новосибирска – уже существуют. Может быть, их не так много как в Москве или там Париже. Но зато они наши.
читать дальше