Делай что должно, и будь что будет.
Вокруг красавицы Хайфы горят леса.Леса,которые сажали по одному деревцу в течение десятков лет....
В дни праздника света пожары уносят новые жизни. Говорят, поджоги..
В дни праздника света и надежды объявлен траур по погибшим в огне....

И все же есть вещи неизменные и незыблемые. Как эти камни на улицах Иерусалима, которые, судя по всему, помнят и приход эллинов, и их изгнание Маккавеями, и тысячи других войн, когда эта земля обагрялась кровью.


Священный, золотой, нерушимый Иерусалим – город на краю пустыни, центр трех основных мировых религий, некоронованная столица еврейского государства – и сегодня находится в самом эпицентре бурь. И, когда читаешь газеты или смотришь Интернет, кажется, что отголоски этих бурь тревожат его покой…
Но это – издалека.
Здесь, на древних камнях одного из старшейших на земле городов, понимаешь – он воистину вечен. Как вечно солнце над ним и земля, над которой возвышаются его стены.
Он величествен и спокоен, древний город, хранящий столько тайн и историй. И это его спокойствие умиротворяет душу и дает надежду на будущее.
Сколько раз разрушали этот город – трудно даже пересчитать. Сколько раз его завоевывали и пытались изменить. Но, выстроенный на горах из белого камня, он, сияя, вновь восставал из мертвых.
Совсем недалеко от этих, сохранившихся с римских времен камней, в 165 году до нашей эры Матитьягу Маккаби и его сыновья сказали: мы будем самими собой. Мы будем теми, кем мы родились. Мы совершенно не намерены подражать и подчиняться другим только потому, что эти другие многочисленны и вооружены. Мы намерены прожить свою собственную, а не чужую жизнь, и прожить ее на своей земле. И за это мы готовы умереть.
Их поддержали соседи… Так началось восстание Маккавеев, о которых напоминает нам праздник Ханука.
В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского. Он был толерантен и евреи, не желая войн, согласились признать его своим правителем. Поначалу казалось, что это правильное решение. Сам Александр не притеснял евреев, позволяя им оставаться собой. А вот его последователи…
В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов – серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.
В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.
Предание гласит, что, поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну – в первый день праздника, две – во второй, три – в третий и так далее до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник – ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
Давно разрушен Храм, и не один. Евреи были изгнаны из Земли Обетованной и вновь вернулись туда, чтобы построить свое государство. Появились новые религии, во имя которых снова льется кровь в мире. И снова евреям приходится сражаться за право быть собой и жить по своим законам на своей земле. История развивается по спирали. И, зажигая ханукию в дни праздника, евреи не только вспоминают о Маккавеях и их победе в те давние времена, хотя память об этом событии сумели пронести через века. Они зажигают свечи – как символ нашей надежды на будущее.
Одна маленькая свеча не осветит мир. Десяток ханукий вряд ли спасет от тьмы. Но, когда в тысячах городов мира по всей планете в дни Хануки люди зажигают свечи, когда в окнах презентабельных магазинов и крохотных домишек, на главных площадях европейских городов и в далеких сибирских деревнях стоят ханукии, это не только дарит надежду, это помогает обрести уверенность, что завтрашний день будет светлым.

@темы: фотографии, статьи, размышлизмы

Комментарии
04.12.2010 в 15:22

Сучность, воспитанная книгами
доказав тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

Напомнило мне это один рассказ из совсем других времён. Впрочем. всё верно. Ничего нового.
04.12.2010 в 15:33

Делай что должно, и будь что будет.
В мире овбще так млао нового(( Но все повторяется под такими немыслимыми углами...