Делай что должно, и будь что будет.
Полковник в отставке Владимир Иосифович Недзельский и в свои восемьдесят пять по-прежнему смотрит на мир с оптимизмом. Конечно, годы берут свое, и все сложнее бывшему разведчику встречаться с друзьями, да и с родными. Но Владимир Иосифович не привык сдаваться. И если расстояния становятся помехой, то с помощью современных технологий он эти расстояния сокращает. читать дальшеОсвоил компьютер, и теперь путешествует по миру виртуально, продолжает общаться с людьми - если нет возможности встретиться. То по скайпу. И ему по-прежнему интересны и этот мир и люди, которые встречаются на пути.
Он охотно принимает гостей и с удовольствием угощает их. А уж когда собираются в гости бывшие сослуживцы, ветеранам всегда есть о чем поговорить, что вспомнить...
Обсуждают события в мире, в городе, в родной части, которая по-прежнему остается родной, несмотря на годы, прошедшие после ухода в отставку. Вспоминают, как рождался на их глазах Северск, строился город, формировалась часть. И, конечно, юность, которая прошла под знаком Великой Отечественной войны.
-Бандеровцы, полицаи, бандиты и остатки гестаповских формирований убивали людей, грабили, - рассказывает он, - и наша задача была - обнаружить банды, обезоружить и задержать. Это уже был 1948 год, в лесах оставались уже не запутавшиеся жители сел, а профессиональные бандиты. И бои были очень кровопролитные
И главное - наши группы спецназа действовали в основном в отрыве от части, и рассчитывать приходилось только на себя, свое умение, ну, и на помощь местных жителей.
Помню, в конце июня - начале июля 1948 года поступила оперативная информация, что в дальних деревнях одного из районов появляются вооруженные люди, которые скупают предметы первой необходимости. Наша разведывательно-поисковая группа была направлена в тот район для установления личностей вооруженных людей и их поимки. Нас было 12 человек: я как командир группы, местный оперативник, который хорошо знал обстановку и имел связи среди населения и 10 бойцов. По железной дороге доехали до населенного пункта, уточнили информацию и направились в леса. Там километрах в десяти была деревенька, где подозреваемые чаще всего закупали продукты. Туда и направились. Но под вечер пошел сильный дождь и мы не дошли до деревни. Остановились и переночевали в сарае, на небольшом хуторке. А утром в деревню пошел оперативник, и через час прибежал обратно - оказывается, этой ночью бандиты приходили, закупили самогонку, лопаты, овощи, сало. Ясно, что все это они унести не могли. А рядом, буквально километрах в четырех был еще один небольшой хуторок, его хозяин еще в годы войны укрывал партизан и его даже медалью наградили. Оперативник его хорошо знал. Мы направились сразу на тот хутор. Приходим, хозяйка во дворе - муж, говорит, еще спит, потому что всю ночь ходил корову искал, которая потерялась. А во дворе стоит телега и с нее еще грязь капает, и хомут висит под навесом потный. Разбудили мы хозяина, он признался, что ближе к вечеру к нему пришли вооруженные люди, попросили на телеге отвезти вещи. Идти сам он побоялся, но мы выдали ему военную накидку, чтобы его не могли опознать и он таки показал нам, куда отвез продукты. Видны были следы телеги, понятно было, что тут ее разгрузили. Бандиты сказали хозяину, что за ним приедет другой транспорт, и отпустили. Мы его тоже назад отправили и стали искать следы. Никакой другой телеги не было, зато было видно, как груз поволокли к протоке. И следы - лодка причаливала.
Мы посмотрели по карте, что дальше болота непроходимые и в километре где-то - остров обозначен. У меня во взводе был солдат с вологодчины, он на лесосплаве работал. Он пошел вперед. А мы - оружие над головой и двинулись по протоке. Прошли метров пятьсот - ветерок на нас подул. Запахло жареным салом. Значит, идем правильно. Подошли поближе к острову, и согласно правилам ведения боя, небольшими группами двинулись. Впереди головной дозор, справа и слева - дозоры. Подошли к острову - уже слышны голоса. Мы по центру поставили ручной пулемет, справа и слева автоматчики. Автоматчики пошли чуть вперед по кочкам, услышали крики и выстрелы - открыли огонь. Размышлять было некогда - мы спереди идем, если бы нас заметили, пока мы шли по воде к острову расстрелять, укрыться негде.
У костра обнаружили двоих убитых, одного раненого в плечо бандита. Двое выскочили на боковой дозор, их задержали. Стали допрашивать пленных - сколько вас всего было? Шестеро. Значит, одного нет. Отправил я сержанта - он легко нашел следы, которые вели к берегу, где у бандитов была плоскодонка. Но рядом с лодкой бандита не было. Еще раз обыскали остров. Осторожно стали приближаться - бандит открыл огонь. Мы, естественно, стреляли в ответ. Через какое-то время он затих. Что делать? Жив он, ушел, уничтожен? Снова залезли на дерево. Вроде лежит, не шевелится. Прошло время, осторожно отправил солдата в разведку, сам прикрываю сверху. Оказалось, бандит уже был мертв.
Того, которого достали из болота, оперативник опознал, это был местный полицай. Еще двое оказались власовцами. Они сбежали сначала с фашистами, потом вернулись в родные места. Решили обосноваться здесь на болоте...
Погрузили мы пленных в лодку, мой сержант и местный оперативник туда же сели и поплыли они в село, откуда обещали созвониться с частью и прислать за нами транспорт. Выбраться-то с болота не на чем. По моим подсчетам по реке должны они были к вечеру добраться, значит, утром за нами приедут. Ну, не утром, так обеду.
Переночевали мы на этом острове, собрались, приготовились – транспорта нет. Уже и за полдень перевалило, и вечер подходит - нет транспорта. Уже что только не передумали - и что пленные могли как-то освободиться и устроить драку, и что лодка перевернулась. А как узнать? Связи-то никакой нет. На следующее утро – опять ничего. Ну, я принял решение- выбираться своим ходом и идти лесами. Благо, карта у меня осталась. Но тут слышу - тонкий такой звук, словно мотор поет. А вокруг – на десятки километров нет дорог. Значит, думаю, за нами. Ждем – мотор слышно, а никого нет. По реке-то звук далеко разносится. Наконец, пришла моторка за нами. Такая тяжесть с души упала - все мои живы, все хорошо
Когда я вернулся, меня крепко ругали, за то, что пошел в атаку на остров. Если бы бандиты были внимательнее, они могли засечь нас раньше времени, устроить засаду и жертв было бы больше.
Я это случай хорошо запомнил. И в другой раз это меня выручил. Поступило сообщение, что в одной из деревень ограблен магазин. Мы быстро погрузились на полуторку и помчались в ту деревню. Я смотрю на карту - а перед деревней речушка небольшая, и там мостик. Такое место для засады хорошее…
Километра за полтора до мостика остановил я машину, приказал солдатам из кузова выбираться. Со мной был опять местный оперативник. Он возмутился - мол, чего ты, зачем пешком, надо быстрее, поехали на машине. Но вот что-то мне подсказывало, что не надо ехать напрямик. Я ему резко так ответил - дескать, за проведение операции я отвечаю, так что и принимать решения буду я. И пошли мы пешочком, переправились через брод, пришли в деревню, обследовали место преступления. Довольно скоро по следам нашли мы в лесах запрятанные товары из магазина, но банду не обнаружили. И вернулись в расположение части.
А спустя несколько дней бандитов накрыли. Правда, там действовало другое наше подразделение. И выяснилось, что не обманула меня интуиция. Действительно, в тот день у моста нас ждала засада. Бандиты специально организовали нападение на магазин. И намеревались завладеть нашим оружием. Но планы их мы тогда порушили.
Он охотно принимает гостей и с удовольствием угощает их. А уж когда собираются в гости бывшие сослуживцы, ветеранам всегда есть о чем поговорить, что вспомнить...
Обсуждают события в мире, в городе, в родной части, которая по-прежнему остается родной, несмотря на годы, прошедшие после ухода в отставку. Вспоминают, как рождался на их глазах Северск, строился город, формировалась часть. И, конечно, юность, которая прошла под знаком Великой Отечественной войны.
-Бандеровцы, полицаи, бандиты и остатки гестаповских формирований убивали людей, грабили, - рассказывает он, - и наша задача была - обнаружить банды, обезоружить и задержать. Это уже был 1948 год, в лесах оставались уже не запутавшиеся жители сел, а профессиональные бандиты. И бои были очень кровопролитные
И главное - наши группы спецназа действовали в основном в отрыве от части, и рассчитывать приходилось только на себя, свое умение, ну, и на помощь местных жителей.
Помню, в конце июня - начале июля 1948 года поступила оперативная информация, что в дальних деревнях одного из районов появляются вооруженные люди, которые скупают предметы первой необходимости. Наша разведывательно-поисковая группа была направлена в тот район для установления личностей вооруженных людей и их поимки. Нас было 12 человек: я как командир группы, местный оперативник, который хорошо знал обстановку и имел связи среди населения и 10 бойцов. По железной дороге доехали до населенного пункта, уточнили информацию и направились в леса. Там километрах в десяти была деревенька, где подозреваемые чаще всего закупали продукты. Туда и направились. Но под вечер пошел сильный дождь и мы не дошли до деревни. Остановились и переночевали в сарае, на небольшом хуторке. А утром в деревню пошел оперативник, и через час прибежал обратно - оказывается, этой ночью бандиты приходили, закупили самогонку, лопаты, овощи, сало. Ясно, что все это они унести не могли. А рядом, буквально километрах в четырех был еще один небольшой хуторок, его хозяин еще в годы войны укрывал партизан и его даже медалью наградили. Оперативник его хорошо знал. Мы направились сразу на тот хутор. Приходим, хозяйка во дворе - муж, говорит, еще спит, потому что всю ночь ходил корову искал, которая потерялась. А во дворе стоит телега и с нее еще грязь капает, и хомут висит под навесом потный. Разбудили мы хозяина, он признался, что ближе к вечеру к нему пришли вооруженные люди, попросили на телеге отвезти вещи. Идти сам он побоялся, но мы выдали ему военную накидку, чтобы его не могли опознать и он таки показал нам, куда отвез продукты. Видны были следы телеги, понятно было, что тут ее разгрузили. Бандиты сказали хозяину, что за ним приедет другой транспорт, и отпустили. Мы его тоже назад отправили и стали искать следы. Никакой другой телеги не было, зато было видно, как груз поволокли к протоке. И следы - лодка причаливала.
Мы посмотрели по карте, что дальше болота непроходимые и в километре где-то - остров обозначен. У меня во взводе был солдат с вологодчины, он на лесосплаве работал. Он пошел вперед. А мы - оружие над головой и двинулись по протоке. Прошли метров пятьсот - ветерок на нас подул. Запахло жареным салом. Значит, идем правильно. Подошли поближе к острову, и согласно правилам ведения боя, небольшими группами двинулись. Впереди головной дозор, справа и слева - дозоры. Подошли к острову - уже слышны голоса. Мы по центру поставили ручной пулемет, справа и слева автоматчики. Автоматчики пошли чуть вперед по кочкам, услышали крики и выстрелы - открыли огонь. Размышлять было некогда - мы спереди идем, если бы нас заметили, пока мы шли по воде к острову расстрелять, укрыться негде.
У костра обнаружили двоих убитых, одного раненого в плечо бандита. Двое выскочили на боковой дозор, их задержали. Стали допрашивать пленных - сколько вас всего было? Шестеро. Значит, одного нет. Отправил я сержанта - он легко нашел следы, которые вели к берегу, где у бандитов была плоскодонка. Но рядом с лодкой бандита не было. Еще раз обыскали остров. Осторожно стали приближаться - бандит открыл огонь. Мы, естественно, стреляли в ответ. Через какое-то время он затих. Что делать? Жив он, ушел, уничтожен? Снова залезли на дерево. Вроде лежит, не шевелится. Прошло время, осторожно отправил солдата в разведку, сам прикрываю сверху. Оказалось, бандит уже был мертв.
Того, которого достали из болота, оперативник опознал, это был местный полицай. Еще двое оказались власовцами. Они сбежали сначала с фашистами, потом вернулись в родные места. Решили обосноваться здесь на болоте...
Погрузили мы пленных в лодку, мой сержант и местный оперативник туда же сели и поплыли они в село, откуда обещали созвониться с частью и прислать за нами транспорт. Выбраться-то с болота не на чем. По моим подсчетам по реке должны они были к вечеру добраться, значит, утром за нами приедут. Ну, не утром, так обеду.
Переночевали мы на этом острове, собрались, приготовились – транспорта нет. Уже и за полдень перевалило, и вечер подходит - нет транспорта. Уже что только не передумали - и что пленные могли как-то освободиться и устроить драку, и что лодка перевернулась. А как узнать? Связи-то никакой нет. На следующее утро – опять ничего. Ну, я принял решение- выбираться своим ходом и идти лесами. Благо, карта у меня осталась. Но тут слышу - тонкий такой звук, словно мотор поет. А вокруг – на десятки километров нет дорог. Значит, думаю, за нами. Ждем – мотор слышно, а никого нет. По реке-то звук далеко разносится. Наконец, пришла моторка за нами. Такая тяжесть с души упала - все мои живы, все хорошо
Когда я вернулся, меня крепко ругали, за то, что пошел в атаку на остров. Если бы бандиты были внимательнее, они могли засечь нас раньше времени, устроить засаду и жертв было бы больше.
Я это случай хорошо запомнил. И в другой раз это меня выручил. Поступило сообщение, что в одной из деревень ограблен магазин. Мы быстро погрузились на полуторку и помчались в ту деревню. Я смотрю на карту - а перед деревней речушка небольшая, и там мостик. Такое место для засады хорошее…
Километра за полтора до мостика остановил я машину, приказал солдатам из кузова выбираться. Со мной был опять местный оперативник. Он возмутился - мол, чего ты, зачем пешком, надо быстрее, поехали на машине. Но вот что-то мне подсказывало, что не надо ехать напрямик. Я ему резко так ответил - дескать, за проведение операции я отвечаю, так что и принимать решения буду я. И пошли мы пешочком, переправились через брод, пришли в деревню, обследовали место преступления. Довольно скоро по следам нашли мы в лесах запрятанные товары из магазина, но банду не обнаружили. И вернулись в расположение части.
А спустя несколько дней бандитов накрыли. Правда, там действовало другое наше подразделение. И выяснилось, что не обманула меня интуиция. Действительно, в тот день у моста нас ждала засада. Бандиты специально организовали нападение на магазин. И намеревались завладеть нашим оружием. Но планы их мы тогда порушили.