Делай что должно, и будь что будет.

Привычный мир изменился осенью. Рухнуло сразу несколько мифов.
читать дальшеПервый- антреприза это ерунда. Это возможность для артистов подработать. Они объединяются в антрепризу, быстренько ляпают фигню и везут ее по городам и весям, чтобы содрать деньги с наивных провинциалов.
А когда в театр на главные роли приглашают звезд, это почти антреприза..
Но, оказывается, за тот десяток лет, что я не смотрел антрепризы, условия игры изменились. И зритель стал более требовательным, и артисты учли условия конкуренции, да и московский театр все же налагает определенные обязательства, даже если ты в нем – просто звезда на один спектакль.
Павел Сафонов - режиссер практически начинающий. Особенно для московских театров. До приглашения в Театр на Малой Бронной он, в основном, ставил антрепризы и, в общем, в театральных кругах вроде пока особо не закрепился. Но вот надо же…
Второй- современные сериальные актеры на сцене играть не умеют. Помню, каким потрясением была для меня первая встреча с Певцовым в театре… Оказывается, некоторые умеют. Вон тот же Антипенко - красавчик из «Не родись красивой» - ну, ходит , сверкает глазками… Крупный план, все дела. Оказывается – умеет.
Третий: Роксана – дура.
Не, ну правда, о чем пьеса ? Если отбросить всю романтику романтизма и классику классицизма? О том, что Роксана – дура.
А, оказывается, если ставит Павел Сафонов для любимой жены- то Роксана может быть и не совсем дуррой, а такой милой очаровательной наивной дурочкой..…
Ну и самый мой давний миф, с которым расставаться сложнее всего- Сирано. Помните Сирано де Бержерака Георгия Тараторкина? Он же умница, гений, взрослый мужчина, который все знает заранее, он все постиг и сам лезет в ловушку, из которой нет выхода....
Сирано Григория Антипенко – юный романтик, восторженный и увлекающийся. Он взрослеет здесь, на сцене, на наших глаза. Не верящий в себя, влюбленный, истерящий раздавленный мальчишка, и тут же - боец, уверенный в себе поэт, непримиримый и упоротый в совихпринципах творец..
Сирано Тараторкина снисходил до зрителя как бог из машины - Поэт, на которого можно лишь любоваться. Он был памятником Творцу. Сирано Антипенко ошибается, мечется, исправляет ошибки и делает новые… Его жаль, иногда до стыда за его истерику. Ему сопереживаешь, и уже не важно, что вся картинка в Сирано - нарочито театральная, что знаменитый нос Сирано - пристегнут к лицу актера как венецианская маска. Впрочем, он и есть та самая маска, за которой прячется юный ранимый Сирано. Нарочитый нос - как знамя, которое он гордо вздымает каждым своим катреном… Символ, который изображает символ, который был задан, как символ…
С символами в спектакле вообще все не просто. Играть трагедию в стихах, и при этом чтобы герои были живыми? Сложно! В современных условиях клипового сознания - архисложно. Павел Сафонов находит решение с блеском. Он до предела усиливает театральность, превращая гротеск в фарс. А уже из этого фарса прорастают ростки реальности. Маски? Значит, сделаем вам театр масок. Маска носа, маска монашки, маска артиста, маска влюбленного джигита - Кристиан де Невилет Дмитрия Варшавского говорит с кавказским акцентом, маска Жанны д’Арк на Роксане в сцене войны... И никого не смущает, что при этом Капитан Карбон де Кастель-Жалу Дмитрия Гурьянова щеголяет в шортах, что персонажи шляются по сцене в кружевных воротниках, но без штанов, что из декорация на сцене лишь ящики да стулья…
Кэрроловский мир, в котором из-за масок вдруг проглядывают живые ранимые люди. И уже не важно – говорят они стихами или прозой…

Собственно, с символа и начинается спектакль, когда каждый из персонажей достает из сундучка нечто, определяющее его судьбу или роль…
И каждый персонаж эту судьбу или роль отыгрывает в полной мере. Очень ансамблевый получился спектакль.
Вот вы помните, кто в том фильме с Тараторкиным играл Роксану? Кто там вообще играл? Я лично - нет. Потому что там был Сирано де Бержерак и толпа вокруг. А здесь - каждый персонаж отыгран до конца и чуть глубже. Кристиан - резкий, уверенный в себе, нагловатый… На первый взгляд. Но вот пара сцен – и убеждаешься, что это лишь маска, а за ней- неуверенный, ранимый, тонкий и понимающий мужчина. Достойный друг Сирано… И все герои – таковы. Нелепый лохматый поэт и его жена, очаровательные монашки, мушкетеры и гвардейцы, достойный противник - Граф де Гиш в исполнении Ивана Шабалтаса, мудрый друг Ле Бре Александра Голубкова.. Вот сейчас перечисляю - да это же функции.. Но у Сафонова они – еще и живые люди. И де Гиша жаль почти так же, как Кристиана…
И – конечно – она - красавица Роксана, звезда и любовь…
Роксана Ольги Ломоносовой – не томная красавица, а шаловливая девчонка, притворяющаяся этой самой красавицей. Она не дура. Она - по приколу немного дурочка, но потому что это так весело и прелестно – слыть дурочкой. А ей хочется быть прелестной, ей хочется нравиться и дурачиться. Ей хорошо, когда вокруг восхищаются, но хочется чего-то еще… Духовного единения, понимания, игры ума, страстей….. Она еще очень молода, эта Роксана. И – она действительно близка Сирано. Почти сестра. Но… без его носа - без его комплексов, без его обреченности…
И как для Сирано каждый день бегать через линию фронта, чтобы отправить письмо Роксане – потребность души, так для нее потребность души – примчаться к возлюбленному на войну, объяснить ему, как она душу его любит…
В общем, там монастыре, наверное, они нашли бы друг друга…

Но Ростан был романтиком, а в романтизме долгая и счастливая жизнь героев - почти нонсенс…
С романтизмом вообще сложно – три с половиной часа со сцены стихами - о принципах и творчестве, о любви и преданности. Но Павел Сафонов - хороший режиссер, и действие выстроено очень динамично, и эти три с половиной часа стихов пролетают на одном дыхании…
А может, не только в динамике дело. А в том, что разговор о том, быть или казаться, как сохранить себя и свои принципы в любые времена, инаковость – это дар или проклятие, актуален всегда. И вот этот нелепый маленький, сгорбленный носатый Сирано, рвущий себе сердце, чтобы достучаться до Роксаны – или до каждого из нас – все же умирает…
И, выходя на поклон, распрямляется,и становится словно вдвое выше ростом… И сквозь века заглядывает тебе в глаза, словно спрашивает: «Ну, ты понял?..».

@темы: статьи, размышлизмы
И снова всколыхнулись эмоции... Ведь это действительно необычно - с одной стороны так удалиться от классического прочтения в модернизм, символизм, игру с масками и ассоциациями, а с другой стороны раскрыть саму суть этой пьесы. Резко снять с нее налет эпохи, отказаться от присказки "это было в 17 веке" и ощутить, что это все вне времени. Да что это все просто про нас!
Современный театр действительно подымается с колен, на которые его поставили в 90-е, когда единственным средством выжить был показ пустых комедий положений "на потеху публике". Сейчас режиссеры пока еще заманивают зрителей... но заманив, берут в плен и ведут за собой.
И эта постановка - это соединение несоединимого. С одной стороны классический перевод Щепкиной-Куперник - самый красивый, но самый многословный. С другой - всевозможные театральные условности. Но при этом все эти условности работают на идею. В режиссуре Сафонова нет игры ради игры, есть игра сугубо ради смысла. И он ставит именно Ростана, а не пьесу по мотивам. Он говорит о настоящей любви и о комплексах и самообмане, которые мешают этой любви. О самопожертвовании. Об искренних чувствах.
И на сцене действительно блистают все. Не только приглашенные звезды - Антипенко и Ломоносова. Но и каждый из остальных 9 мужчин и 3 женщин. Ростановскую пьесу, в которой около несколько десятков ролей, сыграло четырнадцать человек. И если у шести из них только по одной роли (Сирано, Роксана, Кристиан, де Гиш, Рагно и Ле Бре), то остальные восемь сменяют несколько масок. И каждому есть, что играть. Мелочи, черточки, но все они работают на основную идею спектакля, создавая масштабную картину.
И ты быстро привыкаешь к этой условности, к нарочитости, к буффонаде, сопровождающий классический текст, к странным декорациям, к игре с предметами... Чего стоят одни выстрелы - помнишь, это подбрасывание какого-то белого порошка - муки или мела? Ведь невольно создает ощущение, что это пролетевшие пули вздымают вверх пыль... Или эти стопки любовных писем от поклонников, которыми заполнен дом Роксаны, и которые она потом равнодушно переносит в монастыре в качестве обычной повседневной работы - они только мешают, ведь единственное важное письмо всегда с ней...
А еще есть музыка, которая завораживает и уводит. Чтобы вместе с ней прожить историю любви трех мужчин к одной женщине, которая так и не завершилась хэппи-эндом. И все равно уже более ста лет волнует сердца.
Одна из величайших пьес мировой драматургии и один из самых интересных спектаклей современной театральной Москвы благодаря талантливому режиссеру, прекрасным актерам и другим его создателям.
А закончить хочется вот этим роликом, который я периодически пересматриваю, чтобы окунуться и снова вспомнить атмосферу этого спектакля.