В Новосибирске в камерном зале имени Исидора Зака прошла премьера одноактной оперы Рахманинова «Франческа да Рамини» в постановке главного режиссера оперного театра Вячеслава Стародубцева.
читать дальшеЗрительный зал погружается во тьму, и лишь на сцене над оркестром плывут строки Данте. И голос, зачитывающий их, кажется беспристрастным. Насколько может быть беспристрастным проводник в Ад.
И по проходу между кресел сверху вниз к сцене спускаются Данте (Кирилл Нифонтов) и тень Вергилия (Гурий Гурьев), проводящая его по адовым кругам, описанным в «Божественной комедии».
Отблески адова огня охватывают сцену, зал погружается почти в темноту, из боковых дверей двигаются фигуры – по одному проходят вдоль сцены хористы, поднимаются по залу, проходят по балкону на хоры. Словно и впрямь тени грешников проплывают мимо Данте. А наверху, в сером сумраке – двое. Две тени Паоло (Сергей Кузьмин) и Франческа (София Бачаева), грешники, чья история привлекла Поэта…
Ограниченное пространство камерного зала накладывает на режиссера определенные ограничения. Сцена занята оркестром под управлением директора театра Ары Карапетяна, для действия остается лишь крохотная дорожка, на которой высится трон. Но Вячеслав Стародубцев сумел задействовать все пространство зала, создав яркую, объемную картину.
Сюжет оперы известен - чтобы прекратить вражду между семьями, юную Франческу выдают замуж за хромого некрасивого правителя Римини Ланчотто Малатесту (Алексей Зеленков). Однако свататься и забирать невесту приезжает его младший брат – юный красавец Паоло.

И тут-то и обрушивается на молодых людей «Любовь, любить велящая любимым». Лишь позже с ужасом узнает Франческа, что в мужья ей предназначен старший брат Паоло. И скрыть свое разочарование не в силах. А Ланчотто влюбляется в красавицу жену, и его душу терзают страсть на грани зависимости и ревность к младшему брату. Тоска и надежда – а вдруг все же… Удивительно трагическая, полная драматизма и страдания, звучит его ария, и от того, что поет он на ступеньках к сцене, которые располагаются буквально перед первым рядом, его трагический монолог обретают дополнительную интимность.
Муж уезжает, приказав Паоло охранять Франческу. Горькая, драматическая ария заполняет зал. И вспыхивают на стенах факелы, зал погружается в темноту.
И вот уже стены камерного зала расписаны как флорентийская резьба, а с балкона в светлый солнечный день улыбается юная Франческа.

Вместе с Паоло читают они книгу о любви Ланселота и Гвиневры. Нежный дуэт безмятежной юности, с надеждой на счастье……

Для Софии Бачаевой это дебютная роль, но юная актриса удивляет точной и яркой игрой, что вдвойне важно в камерном зале, где артисты и зрители буквально смотрят « глаза в глаза». Паоло Сергея Кузьмина – светлый лирический герой, его потрясающий голос уводит за собой, гипнотизирует. Артист удивительно полновесно передает все нюансы музыки Рахманинова. И вместо камерного зала видишь старинный итальянский замок, в котором царят юность и любовь…
И вот тайно вернувшийся Ланчотто застаёт влюбленных, флорентийскую мозаику поглощает адово пламя. Языки его лижут стены, звучит хор, мощные голоса солистов заполняют зал, зритель становится участником трагической истории, воплощенной в музыке.